30 октября состоялся вывоз ракеты 8К78 со станцией 2МВ-4 №4 на стартовую установку 1-й площадки. На следующий день при комплексных испытаниях станции 2МВ-3 №1 было обнаружено, что по метровой аварийной радиолинии не проходят сигналы в спускаемый аппарат. В тот же день причина отказа была выявлена, дефект в радиосистеме устранен и станция отправлена в барокамеру для испытаний на герметичность.
1 ноября 1962 г. в 14:15 ДМВ северо-восточнее полигона НИИП-5 был проведен высотный ядерный взрыв (на высоте 60 км) с целью проверки возможности прекращения всех видов радиосвязи. Заряд на высоту был доставлен МБР Р-12 (8К63). Эксперимент прошел успешно, на всех диапазонах радиоволн на полигоне стояла полная тишина.
В тот же день 1 ноября в 19:14 ДМВ был осуществлен запуск станции 2МВ-4 №4, которая в сообщении ТАСС была названа "Марс-1”. Атмосфера к этому моменту после ядерного взрыва пришла в норму, телеметрический контроль по всем станциям шел без замечаний. Блок Л на этот раз сработал успешно и перевел станцию на траекторию полета к Марсу. Однако сразу после окончания работы разгонного блока стала поступать информация о падении давления в газовых баллонах с азотом системы ориентации аппарата. До полного падения давления по командам с Земли на остатках запаса газа удалось закрутить станцию вокруг оси, направленной на Солнце и перпендикулярной плоскости солнечных батарей АМС. Это обеспечило аппарату режим гироскопической стабилизации и подзарядку буферных батарей системы энергопитания. Благодаря этому связь со станцией продолжалась еще 4 месяца, хотя коррекции траектории полета АМС и связь через остронаправленную антенну были невозможны. Связь велась через малонаправленные антенны метрового диапазона. Контакт со станцией был потерян 21 марта 1963 г. на расстояние 106 млн км. За время полета с АМС проведен 61 сеанс связи. По баллистическим расчетам аппарат пролетел в 197000 км от Марса 19 июня 1963 г., однако получить фотографий планеты при этом, естественно, не удалось.
Как выяснила специальная комиссия, причиной потери азота системы ориентации на станции 2МВ-4 №4 было не полное закрытие клапана азота, изготавливаемого по заказу ОКБ-1 одним из заводов Министерства авиационной промышленности. Расследование показало, что при пайке обмотки электромагнита клапана на седло клапана попадала канифоль. Она-то и мешала полному закрытию клапана. При проверке нескольких подобных клапанов из той же серии канифоль была обнаружена и на их седлах. Вывод комиссии был подтвержден натурными испытаниями клапанов данной серии на заводе-изготовителе.
Научное оборудование:
- Фототелевизионная установка (ФТУ) - фотографирование Марса с пролетной траектории
- аппаратура радиозондирования поверхности планеты для определения температуры, влажности, характеристик поверхности на ней и т.п.